Выбор жанра
Сермеев нарушения зрения

Сермеев нарушения зрения

Л.Ю. Коткова
Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Елабуга, 12-13 ноября 2008 г. - C.112-117.

 

Л.Ю. Коткова

Набережные Челны, Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Актуальность. Совершенствование системы физического воспитания детей с нарушениями зрения является одной из важных задач в свете реформ специального образования. Это обусловлено прежде всего значительным отставанием таких детей в физическом и двигательном развитии по сравнению с нормально видящими сверстниками.

При незначительном или глубоком нарушении зрения, как отмечает ряд авторов (Б.В. Сермеев, В.А. Кручинин, Р.Н. Азарян, Л.В. Харченко, И.Ю. Горская, Л.Н. Ростамошвили и др.), у детей наблюдается значительное отставание в физическом и двигательном развитии, имеются нарушения координации движений по сравнению с нормально видящими детьми. В настоящее время изучены особенности развития, обучения, воспитания слабовидящих детей, преимущественно младшего школьного возраста и недостаточно проведено исследований на детях среднего школьного возраста.

Вместе с тем именно данный возраст требует пристального внимания педагогов и ученых. Как показали проведенные нами предварительные исследования, у слабовидящих школьников 14-15 лет значительно снижен уровень развития морфофункционального состояния организма и уровень физической подготовленности. Практически все показатели двигательного развития находятся ниже средних возрастных значений.

В связи с этим, актуальной проблемой является поиск и разработка эффективных путей, методов и средств, научнообоснованных учебных программ физического воспитания для слабовидящих школьников средних классов.

Проблемная ситуация. В настоящее время в системе физического воспитания слабовидящих школьников недостаточно акцентировано внимание на повышение уровня развития двигательных способностей учащихся подросткового возраста. В существующей программе по физической культуре для специальных школ слабовидящих детей не раскрыто содержание вариативного компонента программы. На наш взгляд, именно вариативный компонент программы позволяет педагогу использовать различные методические подходы совершенствования двигательных способностей слабовидящих детей.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику, направленную на коррекцию и развитие двигательных качеств и координационных способностей (КС) слабовидящих школьников 14-15 лет.

Задачи исследования:

1).Изучить особенности развития морфофункциональных показателей, двигательных качеств и координационных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет; 2).Выявить наиболее эффективные методы развития и коррекции двигательных качеств и координационных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет; 3).Разработать коррекционно-развивающую методику совершенствования двигательных качеств и координационных способностей слабовидящих детей 14-15 лет и оценить ее эффективность.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; анализ медицинских карт учащихся школы; метод диагностики морфофункционального состояния; методы контрольного тестирования; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования проходила на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 87 (IV вида) г. Набережные Челны. В эксперименте приняли участие 134 школьника 14-15 лет.

Результаты исследования. Для определения уровня морфофункционального состояния организма слабовидящих школьников мы использовали методику С.В. Хрущева с соавторами (1994). Она включает в себя изучение комплекса, состоящего из 5 морфологических и функциональных показателей. Рассчитываются по интегральной оценке следующие индексы: индекс Кетле, индекс Скибински, индекс Робинсона, индекс мощности Шаповаловой и индекс Руфье. Каждому индексу дается оценка в баллах, сумма которых позволяет определить морфофункциональное состояние детей.

Анализ интегральной оценки морфофункционального состояния отразил следующее: у 63,8% девочек и 38,8% мальчиков наблюдался низкий уровень, 22,2% девочек и 16,6% мальчиков имели средний уровень, 11,1% девочек и 27,7% мальчиков - ниже среднего, 2,7% девочек и 16,6% мальчиков - выше среднего.

Анализ развития двигательных качеств позволяет отметить, что слабовидящие подростки значительно отстают от здоровых сверстников по уровню развития силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, дифференцировочной способности, реагирующей способности, способности к сохранению равновесия.

Предварительным этапом основного эксперимента явилось проведение поискового исследования, предусматривающего апробацию двух программ коррекции и развития двигательных качеств и КС слабовидящих школьников 14-15 лет, основанных на применении игрового (программа 1) и кругового (программа 2) методов.

В результате проведения поискового исследования мы выявили, что занятия с использованием игрового метода оказывают более выраженные сдвиги в развитии двигательных качеств и КС слабовидящих школьников 14-15 лет, повышают уровень морфофункционального состояния организма, по сравнению с круговым методом. Вместе с тем, в процессе использования кругового метода (тренировки) значительный прирост наблюдается в развитии силовых показателей.

Полученные данные позволили заключить, что необходим комплексный подход в развитии и коррекции двигательных возможностей слабовидящих детей. Как в процессе игры, так и при применении кругового метода физические качества развиваются не изолированно, а в тесном взаимодействии. В случае необходимости их можно развивать избирательно, подбирая соответствующие игры или упражнения (И.М. Коротков, Ю.Ф. Курамшин, Д.М. Маллаев, С.П. Евсеев, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, Т.К. Ким и др.). Данное предположение было взято нами за основу при проведении формирующего педагогического эксперимента.

Экспериментальная программа была рассчитана на 30 уроков (по 2 урока в неделю) и состояла из тестирующей и обучающей частей. Тестирующая часть предусматривала оценку уровня развития двигательных качеств, КС и морфофункционального состояния организма слабовидящих школьников 14-15 лет. Обучающая часть состояла из блоков, содержащих игры и комплексы упражнений. При использовании разработанной методики структура урока и его части не изменялись и соответствовали действующей программе по физическому воспитанию слабовидящих детей, методика составила содержание вариативной части программы ФК.

В результате проведения основного эксперимента были выявлены достоверные изменения в развитии двигательных качеств и КС у слабовидящих школьников ЭГ (р< 0,05), выражающееся в более значительных темпах прироста по сравнению с темпами прироста в КГ. Так, у школьников ЭГ отмечены средние темпы прироста в развитии силовых качеств (35,7%) и гибкости (42,2%), небольшие темпы прироста произошли в развитии скоростно-силовых качеств (6,3%), выносливости (5,1%) и быстроты (3,3%). Значительный прирост наблюдался в развитии координационных проявлений: так, прирост дифференцировочной способности составил 65,6%, способности к сохранению равновесия - 42,3%, ориентации в пространстве - 30,3%, реагирующей способности – 17,8% и ритмической способности - 19,2% У подростков КГ достоверного прироста в развитии двигательных качеств и КС не наблюдалось.

Применение экспериментальной методики оказало благоприятное воздействие на уровень развития морфофункционального состояния организма слабовидящих детей, что подтверждается уменьшением процента детей ЭГ, имеющих уровень морфофункционального состояния ниже среднего (на 41,6%) и увеличение количества школьников со средним уровнем (на 8,3%) и уровнем выше среднего (на 39,5%).

Таким образом, использование в вариативной части урока ФК комплексно-методического подхода оказало положительное воздействие на коррекцию и развитие ведущих двигательных качеств и КС, улучшение морфофункционального состояние организма слабовидящих школьников 14-15 лет. Достигнутые в этом плане положительные результаты должны послужить стимулом для дальнейшего применения комплексной методики в процессе физического воспитания школьников с нарушением зрения с целью их оздоровления, сохранения и поддержания на должном уровне развития двигательных кондиций.

 

Источник: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128717491...

Сермеев нарушения зрения

Сермеев нарушения зрения

Комментарии

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Что сделать когда не попали в вену а лекарство пошло под кожу рука болит