Выбор жанра
Картинки памятки для учащихся гигиена зрения

Картинки памятки для учащихся гигиена зрения

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

План – конспект урока

« Гигиена зрения. Меры по предупреждению

нарушений зрения»

8 класс

Разработка

учителя высшей категории

СОШ № 22

Русановой О.В.

г. Улан-Удэ

2009г.

Тема урока:

«Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения»

Цели и задачи урока:


  1. Образовательные:

    1. Обеспечить усвоение и развитие знаний о практической значимости гигиенических знаний для сохранения остроты зрения;

    2. Обобщить и систематизировать полученные ранее знания о причинах нарушения остроты зрения, методах его коррекции, и о способах сохранения зрения;

    3. Расширить знания о причинах нарушения зрения, о способах защиты глаз от травм, о первой помощи при травме глаз.

  2. Развивающие:

2.1. Формирование умений:

  • Применять полученные знания о способах сохранения зрения;

  • Устанавливать причинно – следственные связи между воздействием вредных факторов и возникающими нарушениями зрения;

  • Обобщать - при поиске ответа на проблемный вопрос

  • Делать выводы при подведении итогов урока;

3. Воспитательные:

3.1. Содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье;

3.2. Способствовать воспитанию гигиенических навыков по сохранению зрения.

Тип урока: Комбинированный;

Структура урока:

1 этап. Орг. момент.

2 этап. Постановка цели и задач урока. Постановка проблемного вопроса.

Цели и задачи урока (выделены на доске):


  • Выявить – какое практическое значение для человека имеет знание гигиенических правил сохранения зрения.

  • Обобщить и систематизировать знания о гигиене зрения.

  • Оформить альбом «Гигиена зрения»

  • Найти ответ на проблемный вопрос: «Нужны ли нам такие плоды цивилизации - как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?»

3 этап. Актуализация знаний и практических умений по сохранению зрения.

Учитель: Девиз нашего урока: «Береги зрение как зеницу ока».

По данным СЭС г.Улан –Удэ у 30% школьников к окончанию школы ухудшается зрение. Полученные при изучении данной темы знания помогут вам в дальнейшем сохранить свое зрение.

4 этап. Воспроизведение учащимися знаний о распространенных нарушениях зрения.

Учитель: Анализ данных медицинских осмотров учащихся СОШ № 22 за период с 2002-2008г позволяет сделать вывод о росте количества учащихся с различными нарушениями зрения (слайд презентации). Можно предположить, что основной причиной является несоблюдение правил гигиены зрения. Если учесть, что нагрузка на глаза у современного школьника существенно увеличилась, то можно смело утверждать, что незнание и несоблюдение правил гигиены зрения неизбежно приведет к серьезной проблеме по сохранению зрения у населения. Какие наиболее распространенные нарушения зрения вам известны?

Учащиеся: Дальнозоркость, близорукость, травмы глаз, глаукома, катаракта (слайд презентации)

Учитель: Как можно корректировать нарушение зрения при этих нарушениях?

Учащиеся объясняют способы коррекции нарушения зрения линзами при близорукости и дальнозоркости (слайд презентации).

Учитель: Какие опасности могут подстерегать наши глаза в процессе учебы и в свободное от нее время? (слайд презентации)

5 этап. Изучение нового материала с одновременным повторением ранее изученного.

Учитель информирует учащихся об их дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности:

Работа учащихся мини-группами;

Выполнение полученных заданий после раздачи инструктивных карточек, пакета материалов по разным блокам темы урока. Учащимся необходимо проанализировать предложенный учебный материал, обсудить и выявить правила по сохранению здоровья глаз при воздействии различных факторов среды. Полученные результаты работы оформляются учащимися группы на листе ватмана, при скреплении которых будет изготовлен альбом «Гигиена зрения» (продукт совместной деятельности учащихся)

6 этап. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых знаний с ранее приобретенными знаниями.

Учащиеся поочередно сообщают о результатах совместной работы, защищая свой проект. Защита сопровождается демонстрацией слайдов презентации.

Учащийся: Проблемы видеоэкологии (слайд презентации)

Ученые доказали, что многократно повторяющиеся одинаковые геометрические рисунки и конфигурации отрицательно влияют на самочувствие людей.

Перед глазами горожан мелькают одинаковые кафельные плитки тротуаров, площадей, заборы из гофрированного металла, ряды скамеек на стадионах, в кинозалах. Усугубляется визуальная однотипность ландшафта и от плоских крыш, особенно при взгляде из квартир 7-10 этажей.

В городе больше движущихся объектов: машин, людей, пестрых, меняющихся реклам и др.

К тому же горожанин чаще смотрят телевизор, работают на компьютере, поэтому наиболее распространенное нарушение зрения – близорукость, у горожанина встречается в 1,5 – 2 раза чаще.

Учащийся: Цвет и самочувствие (см приложение)

Зеленый и желтый цвета понижают внутриглазное давление, делают его устойчивым;

Красный оказывает противоположное действие.

Поэтому рабочие места рекомендуется окрашивать в спокойные тона, стимулирующие работоспособность, и избегать тонов, снижающих её.

Учащийся: Чтение без вреда для глаз (слайд презентации)


  1. Читать необходимо, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз. При рассматривании предметов на близком расстоянии мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия.

  2. Нельзя читать лежа; положение книги по отношению к глазам все время меняется, что перенапрягает хрусталик глаза.

  3. Нельзя читать в транспорте. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то откланяется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. Это может привести к ухудшению зрения.

Учащиеся посматривают видеофрагмент «Общие правила учебной работы»

Учащийся: Освещенность рабочего места. Гигиенические правила.


  1. При письме сидеть следует прямо и свет должен падать слева (если вы правша) и соответственно справа, если вы левша; Мощность настольной лампы 50-60 Вт, свет должен освещать книгу или тетрадь, и не должен попадать в глаза. При низкой освещенности быстро наступает зрительное утомление, снижается общая работоспособность. При 3-х часовой зрительной работы при освещенности 30-50 лк устойчивость ясного видения снижается на 37 %, в то время как при освещенности в 200 лк только на 10-15 %.

  2. При плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все предметы вблизи. В результате развивается близорукость.

Учащийся: Защита глаз от солнца (слайд презентации)

  1. Берегите глаза от слишком яркого света. От солнечного света защищайте глаза солнцезащитными очками, от искусственного – абажурами, тонированным стеклом. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению.

Учащийся: Правила работы на компьютере (слайд презентации)

  1. Не соблюдение правил пользования компьютером ведет к ухудшению остроты зрения, слезоточивость, к проблемам с умственной деятельностью. У младших школьников способность к четкому различению предметов нарушается через 20 мин, а у старших через 45 мин работы с компьютером. Во избежание нарушений зрения необходимо соблюдать гигиенические правила при работе на компьютере:

  • размер экрана монитора по диагонали должен быть не менее 31 см;

  • экран должен быть с фильтром для снижения излучений;

  • темное изображение на светлом фоне должно быть четким;

  • оптимальное расстояние до монитора – 60-70см;

  • не слишком яркое освещение;

длительность работы на компьютере: в 3-5 классе – 15 мин; в 6-7кл – 20 мин; в 8-9 кл – 25 мин; в 10-11 кл – 30 мин или 2 раза по 20 мин.

Учащиеся анализируют текст « Утомление глаз» (см приложение)

Учащийся: Правила просмотра телевизора (слайд презентации)


  1. Не злоупотребляйте просмотром телепередач. Через 60 мин их непрерывного просмотра наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Продолжительность просмотра телепередач должна составлять: для младших школьников – не более 60 мин 2-3 раза в неделю, для старших – не более 1,5 ч с перерывами. Телевизор должен располагаться на расстоянии не менее 2-3 м от зрителей и на уровне глаз. Нельзя смотреть телевизор в полной темноте.

Учащийся: Травмы глаз.

  1. Берегите глаза от травм – это самая частая причина помутнения роговицы и слепоты. Причиной глазных травм у детей являются чаще всего шалости, драки. Дети бросаются палками, камнями. В школьных мастерских школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, т.к. они могут попасть в глаза. Неосторожное забивание гвоздей, пользование ранящими предметами могут повлечь травму глаз.

Учащийся: Помощь при травме глаз (слайд презентации)

  1. При необходимости – правильно оказывайте срочную помощь: при попадании в глаз химических жидкостей необходимо промыть глаз проточной водой (в течение 20 мин) и обратиться к врачу; при попадании соринки – чистым платком удалить её; при ушибе глаза приложить чистый платок, смоченный холодной водой; при тяжелых ранениях глаза (при разрыве его оболочек) нельзя промывать глаз и пытаться удалять инородное тело, а нужно наложить чистую повязку и обратиться срочно к врачу. Правильно оказанная помощь предотвратит тяжелые последствия травмы и потерю зрения.

  2. Не трите глаза, если попала соринка грязными руками, или грязным платком, берегите глаза о пыли, т.к. в глаз могут попасть болезнетворные микробы, которые могут вызвать заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки – конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения.

  3. При попадании в глаз твердых частиц следует их удалить с помощью мигания или чистого носового платка.

Учащийся: Витамин А и зрение (слайд презентации)

На остроте зрения отрицательно сказывается нехватка в пище витамина А, входящего в состав зрительного белка палочек, вследствие чего глаз утрачивает чувствительность при слабой освещенности. Развивается болезнь «куриная слепота». Подобные явления наблюдаются и при употреблении алкогольных напитков, разрушающих витамин А.

Для сохранения остроты зрения необходимо использовать в пищу продукты, содержащие витамин А.

Учащийся: Влияние других факторов на глаза (слайд презентации)


  1. Соблюдать правила пользования контактными линзами.

  2. При осуществлении сварочных работ защищайте глаза специальными очками, а так же при плавании в бассейне.

  3. Правильно пользуйтесь косметикой.

Учащийся: Влияние алкоголя, курения на зрение (слайд презентации)

7 этап. Подведение итогов.

Учащийся: подводя итоги, прикрепляет на доске картинки с изображением факторов негативно влияющих на глаза.

Ответ на проблемный вопрос.

Учащийся: (делает вывод, отвечая на проблемный вопрос, поставленный в начале урока) Не телевизор или компьютер, сами по себе, негативно влияют на глаза, а несоблюдение гигиенических правил по сохранению зрения.

8 этап. Практическое занятие с учащимися по гимнастике глаз.

9 этап: Закрепление.

Учащиеся посматривают видеофрагмент «Общие правила учебной работы»;

Выполняют тест: «Правила сохранения зрения»

10 этап. Заключительный. Оценки за ответы на уроке. Домашнее задание: оформить в рабочей тетради страничку «Гигиена зрения».

Литература:


  1. Жеребцова Е. (автор – составитель) «Готовые экзаменационные ответы. Биология. 9 класс» Санкт- Петербург изд. «Тригон» 2004г.

  2. Козачек Т. В. (автор – составитель) «Биология. 8 класс. Поурочные планы к учебнику» Волгоград изд. «Учитель» 2006г

  3. Лернер Г.И. «Биология. Тема: «Человек» 8-9-класс» Москва изд. «Эксмо» 2007г

  4. Сонина Н.И., Сапина М.Р. «Биология. Человек. 8 класс» Москва «Дрофа» 2006г

  5. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья» Москва изд. «Вентана – Граф» 2004г.

  6. «Энциклопедический словарь юного биолога» Составитель Аспиз М.Е. Москва «Педагогика» 1986 г.

Данный план-конспект урока опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2008-2009 учебного года (на сайте Фестиваля http://festival.1september.ru/articles/528019/)

Источник: http://lib.convdocs.org/docs/index-87733.html

Картинки памятки для учащихся гигиена зрения

Картинки памятки для учащихся гигиена зрения

Комментарии

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Как снять острую боль при гемороее